lunes, 2 de marzo de 2015

История медсестринского дела



Уход как вид деятельности известен с зарождения Человечества, которое находится под влиянием общественых и культурных обстоятельств в данном пространстве и историческом периоде. В этом культурном и общественном контексте, верования, и в их числе, религия, а также, преобладающее понятия о болезни в определенный момент, являются определяющими для анализа эволюции ухода.

В своем зародыше, уход был напрямую направлен на удволетворение самых основных потребностей для поддержания жизнедеятельности человеческого организма таких как пища, безопасность, убежище, кров.... , ассоциируемых с двумя жизненными периодами, в которых наиболее явно проявляется зависимость от других людей: детство и старость. Поэтому первые предпосылки к уходу связаны с началом жизненного цикла, с помощью при родах, при каждом новом поступлении в общину и сконцентрированы на удволетворении основных потребностей. Если принять во внимание, что первые цивилизации осуществляли свою деятельность в неблагоприятной среде, в которой число естественных врагов человека было значительно, физические различия между мужчиной и женщиной породили разделение труда по половому признаку. Мужчины были заняты удаленной деятельностью, которая нуждается в физической силе, а женщины - кругом приближенных задач, особенно связанных с уходом, данное обстоятельство определило его историческое развитие.

ФОТО 1 Iatreia, Asclepeia y Xenodoquio

Эта приобщенность женщины к уходу и началу жизненного цикла способствовала появлению женщин, занимавшимся уходом вне своего жилища. Так, извесно что во времена Римской империи существовали женщины, которые занимались помощью при родах и уходом за новорожденными, то же самое происходило и во времена Средневековья, где  женщины выполняли важную роль в уходе, благодаря их особенностям связанными с  плодородием, рождением новых членов семьи, ответственностью за роды и заботой о защите и кормлении отпрыска.

Также с самого начала, понятие болезни или физического изьяна имело магическую составляющую как следствие системы понятий и суеверий, которые вырабатывает древний человек, как идеологический контроль для уменьшения страха, для объяснения природных явлений, для которых  у него нет объяснений. В этом контексте, болезнь толковалась, как зло, происходящее по воле духов или наказание богов. Каждое заболевание связывалось  с суевериями, больной был на попечении родственников, которые прибегали к помощи колдуна, знахаря или шамана.

Они являются видными личностями.... ворожеи, знахари сочетают некоторые обряды со своей способностью к наблюдению за явлениями природы, собирая информацию о  лечении одних случаев для ее применения при новых случаях. Таким образом,в лечении недугов преобладает магическое мировозрение.

В этом контексте, католическая церковь, воспользовавшись тем, что христианское мировозрение поощряет альтруизм, милосердие и помощь беззащитным, как путь к спасению, постепенно монополизировала уход, применяя и преображая обряды и суеверия, связанные посредством магического мышления с болезнями, в предмет религиозного свойства. То есть, сохраняется магическое мышление, но изменяется ракурс, изменяется  форма, но не смысл.

Так в Средние века, госпитали и закрытые учереждения возникают рядои или в боковых пристройках церквей и соборов, которые строятся как воплощение в жизнь со стороны знати и богачей этого милосердия, проповедовавщегося Церковью как путь к спасению. Эти учереждения, посвященные помощи самым обездоленным членам общества той эпохи, сыграли важную роль во времена крупных эпидемий, которые опустошали Европу. К несчетным недостаткам, которые имелись в этих заведениях, прибавлялись неправильная диета, порождавшая витаминодефицитные болезни, неведомые в те времена, и кожные болезни, усугубленные наличием паразитов.

Уходом в этих учереждениях занимались духовные лица различных орденов, не забывая о том, что женщины играли основную роль в уходе в домашнем кругу. Таким образом, в III веке н.э. св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, создал орден, посвяшенный созданию больниц для ухода за больными и беззащитными. В VI веке Устав св.Бенедикта окончательно определит направление развития духовных орденов в Европе.

Средневековые госпитали включали четыре типа заведений: лепрозории, приюты для бедных, общежития и учереждения, занимавшиеся уходом за неимущими больными. Все они располагались по близости от соборов и от рек. В последующем, построили также  цеховые объединения и содержали больницы. Бремя ухода вседа ложилось на монахинь раздичных орденов служивших в больницах и на обслуживающий персонал нанятый учереждением.

В позднем Средневековьи – эпоха, где лишения и голод были нередки, население было подвержено крупным эпидемиям, которые опустошали Европу. Возникают паломнические дороги в Иерусалим, Святую Землю и Сантьяго-де-Компостела, на которых умерли тысячи паломников. Было необходимо больше больниц, поддерживаемых за счет своевременно производившихся сборов. В это время появляются и военные ордена связанные с медсестринским делом, длязаботы и защиты заболевших паломников. Они стали последствием крестовых походов в Святую Землю. У нас имеется мало информации о том уходе, который оказывали эти военные медбратья, но есть подтверждение тому, что они строили и оборудовали большие больницы и что собственноручно ухаживали за больными.
Так возникли первые военные ордена как  Рыцарей Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Тевтонских рыцарей, Мальтийский орден, рыцарей св. Лазаря и Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского, а также знаменитых Тамплиеров. Расцвет военных духовных орденов охватил и Испанию с появлением ордена Калатравы,орден Монтесы и рыцарей Сантьяго.

ФОТО 2 Hotel Dieu. Отель Дье в Париже

Первыми известными больницами стали Отель-Дьё в Лионе (Франция, 542г.), Отель-Дьё в Париже (Франция, 650г.) и больница Сан-Спирито в Риме (Италия, 717г.). В Испании первая известная  больница была основана в Мериде епископом этого города.

В Испании, при готской монархии и правлении вестготов, в V-VIII веках, появляется “Фуеро Хузго» или «Книга судей», в этой книге появляется упоминание наших предшественников как «кровопускатели». В XIII веке в Королевстве Кастильи, и судя по своду законов « Лас Сиете Партидас» короля Альфонса X Мудрого, упоминаются как «алфахемес», также, в просторечии, цирюльники, они должны были брить и пускать кровь в отведенных местах, а не на улицах и площадях. Уже наши предшественники основывают цехи и артели, с большим развитием таких профессий как наша.

ФОТО 3 Fuero Juzgo o Libro de los Jueces. Закон я сужу или Книга Судей

Из источников  известно, что в XIV веке, основываются первые цеховые организации цирюльников и  хирургов, под небесным покровительством св. Космы и Дамиана. Эти цехи являлись религиозно-благотворительными учереждениями, хотя в их уставах содержались нормы профессиональной деятельности, так как для того, чтобы стать хирургами-цирюльниками желающие держали экзамен перед двумя хирургами цеха.

Возникает понимание, что важен не просто «уход», но еще важно и «умение ухаживать» и для этого организуются сообщества и, как упоминалось выше, для того, чтобы вступить в такое сообщество, надо было держать и сдать экзамен. Важно обучение, а не только умение.

Например, в 1310 в Валенсии Цех цирюльников и хирургов включал в свой экзамен теоритическую и практическую часть. Также известен такой Цех и в Барселоне в 1408, его экзамены походили на экзамены в Валенсии в Провессиональном Цехе св. Космы и Дамиана цирюльников и хирургов.

В Мадриде, в 1385 г. одиннадцать больниц объединяются в одну «Общую Больницу», разделенную на два блока: для заразных больных и для незаразных больных. В 1554 году Карл V учреждает «королевские больницы», в которых описываются назначение и задачи персонала, и среди них старшего медбрата и медбратьев-ассистентов. Медицинская помощь покрывалась цехами, братствами и товариществами.

Пригодность для профессиональной деятельности подтверждалась королями Фердинандом и Изабеллой, в апреле 1500 года, в Королевской Прагматике (указе), изданной в Сеговии, следующего содержания:

«Повелеваем, чтобы старшие Цирюльники и Экзаменаторы, в последующем, не соглашались и не дозволяли, чтобы ни один цирюльник, ни кто-либо еще мог завести лавку для рассечения или кровопускания, или лечения пиявками, или банками, или вырывать зубы, не выдержав предварительного экзамена лично перед вышеупомянутыми учителями - старшими цирюльниками, если же кто-либо пользуется этими предметами без экзамена как сказано, да будет признан вечно негодным. Для этого ремесла и да взыщут с него две тысячи мараведи.

Нам известно, что изучали наши предшественники, так в 1541 у них был трактат «Книга искусства акушерства и ведения беременных и рожениц и детей»; в 1583 «Трактат использования venae festionisin»; в том же году « Трактат о пользе кровопускания»; в 1604 «Pragmatica por la que se da la orden en el examen de los Cirujanos Romancistas», в 1617 « Обучение  медбратьев и утешение страждущих больных. И истинное руководство к тому как применять лекарства, которые прописывают врачи. Очень необходимое для того, чтобы больные хорошо излечивались и полезное для практикующих Медицину», и т.д.

По королевскому указу Филиппа V, 29 января 1711 года учереждался Класс кровопускателей, что ознаменовало первый шаг к координации различных ремесел и профессионалов, которые составили единое целое из различных ответвлений наук, посвященных лечению больных. В 1843 были признан «вспомогательный персонал в медицине и хирургии практикующихся в искуссте лечения» и в 1946 были признаны «министранты».

ФОТО 4 Libro del arte de las comadres y del regimiento de las preñadas y paridas y de los niños 1541. Tratado de la utilidad de la venae festionisin. Искусство книги сплетни и полк матерей и беременных женщин и детей 1541. Договор о создании полезность festionisin полых

Эти законы были заменены Королевским Указом от 9 сентября 1957, так называемым «законом Мойано» (по имени министра дона Клаудио Мойано), который основываясь на Законе о здравоохранении 1855 года, упорядочил вспомогательные медицинские специальности, признавая фельдшеров и акушеров как практикующих профессионалов.

В 1896. Доктор Федерико Рубио и Гали, открывает Первую Светскую Медсестренскую Школу св. Елизаветы Венгерской.

В Стране Басков
Беседа о деревенских цирюльниках, кровопускателях, министрантах или дамах  медицинских сестрах, уводит нас в другие времена в медицинской профессии медицинского дела. Начиная с цирюльников XIV века до профессионалов настоящего, произошло много перемен.

Гипускоа не осталась в стороне от происходящего в других местах более или менее приближенных, и история ухода была сравнима с той, которая принадлежала тому же миру. Из интуитивного, медсестренское дело превратилось в устно передаваемое старшими членами семьи или общины. Между X и XV веками появились люди, которые, сначала из благородства, милосердия или любви, а позже, как вид заработка, занимались заботой о первостепенных нуждах заболевших.

Только в  XVI веке мы находим письменные источники для подготовки и организации людей, ухаживавших за бедными, уделяя особое внимание всему, связанному с родами и, может быть именно поэтому, связывая свою деятельность с миром женщин. К этой эпохе относится первое упоминание медсестер как дополнение к той деятельности, что с IX века развивали монашеские ордена, как мы уже говорили выше. Эта близкая связь между медсестрами и религией придавала их труду духовный смысл, в котором преобладали чувства как отражение призвания. Необходимость надлежащей подготовки персонала, занимавшегося этим родом деятельности, имела как результат почти полное подчинение религиозным властям,  владеющим знаниями о самых действенных средствах лечения для обеспечения ухода. Медсестра, зависившая от духовенства, не могла улучшить свои знания и поэтому ее труд считался домашним, не имеющим ценности для общества.

ФОТО 5 Больница Страны Басков

В XVII и XVIII веках сохранили свою силу уставы которые различные духовные  ордена располагали для ухода за больными, и установки у медсестер не изменились до XIX века, т.к. полученные знания не добавлялись к их доброму нраву.

В Бискайе, со времени основания доном Диего Лопес де Аро села (Бильбао) и выдачи ему хартии, 15 июлня 1300 года существовали как средневековая больница Магдалены и св. Лазаря, а также создана больница свв. Иоаннов в конце XV века. По записям Рехимието Хенерал (Главного Приказа) от 6 декабря 1645 года, где указывается что эти учереждения служили « прибежищем рожденных или живущих в Бильбао, не имеющих доходов, стариков и обездоленных».

В Алабе, несмотря на наличие данных о госпиталях отшельников с 1167 года, самый известный пример это госпитальеры больницы Апостола Иакова в Витории, управлявшейся ими как «больница для излечения», известной с 1466 года. Хотя весьма вероятно их (госпитальеров) присутствие с момента основания больницы в 1419 году. Также в 1514 можно найти сведения о больнице Сан Хосе.

В Гипускоа, с 1485 по 1900 год, число больниц или пунктов помощи было незначительно - только восемь центров. В 1485 году появляются данные о больница св. Лазаря в слободе Сан Мартин за городской стеной Сан Себастьяна. С 1535 до 1719 года известна больница св. Антония Великого в слободе св. Екатерины. В последствии, в 1787 г., эта больница переместилась на улицу 31 августа, а в 1888 на проспект Наварры, в Мантео. Больница в Толосе была открыта в 1860 году.

ФОТО 6 Российские Медсестры 1916

Как следствие уже упомянутых законов от 1855 и 1857 гг., начали создаваться первые профессиональные ассоциации в истории медсестренского дела в Стране Басков и, когда зародились фельдшера, они вступили в Коллегии кровопускателей, отличаясь от них только ученой степенью. Так продолжалось до 1867 г., когда было запрещено заниматься этой деятельностью при неимении разрешения от медицинских факультетов после двухгодичного обучения и больничной практики.

Во время второй Карлистской войны при каждом батальоне имелся хирург- кровопускатель, который, по обыкновению, являлся сельским фельдшером, нанятым мэрией. Длительность периода Карлистских войн обусловила, что именно Военное министерство, имевшее наибольшее количество информации по данным вопросам, и отвечало за назначение хирургов-кровопускателей каждого батальона.

В 1904 году было упорядочено образование фельдшеров и медсестер. Два года спустя, прибытие в Испанию королевы Виктории Евгении имело большое значение, так как она принесла с собой философию Флоренс Найтингейл , благодаря чему, вскоре, мужское отделение Красного Креста было дополнено женским отделением, основанным королевой. Создание Коллегии фельшеров Гипускоа.

В 1915 году был опубликован «Федьдшерский Биллютень» и юридическое признание духовных медсестер доктора Рубио.
В 1917 г. рождается Баско-Наварская федерация фельдшерских коллегий. На заседание, проведенное 24 сентября 1918 года, под председательством г-на Иглесиас и под вице-председательством  г-на Мартинес де Пинильос- президента принимающей коллегии, съехались представители всех шести северных коллегий (Алаба, Гипускоа, Логроньо, Наварры, Сантандера и Бискайи). При участии г-на Монфледо - инспектора здравоохранения провинции из Логроньо, путем голосования были приняты следующие соглашения:

-Трудиться над престижностью профессии.
-Создать «Союз фельдшеров Севера Испании».
-Требовать обязательного вступления в коллегии.
-Требовать занятия рабочих мест, записанных в законе.
-Преследовать незаконное занятие деятельностью.
-Ходатайствовать об отмене ограничений на помощь при родах.
-Предложить всем коллегиям Испании создания «Корпуса фельдшеров Испании».

В 1918 г. рождается Союз фельдшеров Севера Испании (Алаба, Гипускоа, Логроньо, Наваррв, Сантандер и Бискайа). А в 1921 г. создается Национальная федерация фельдшеров.

В 1927 году было основано «Официальное медсестренское дело», а двумя года позже, в 1929 было установлено обязательное вступление в коллегии, изменяя тем самым в значительной степени всю картину здравоохранения в общем, и медсестренского дела в частности. В 1928 г. акушерки были включены в коллегии фельдщеров.

События 1936 г. застали страну со структурой здравоохранения неспособной обеспечить ежедневно возникавшие многочисленные нужды. Стало необходимым создавать импровизированные госпитали и обеспечить существующие минимальным количеством персонала, готовым помогать больным и раненым. Некоторые женские монастыри были превращены в военные госпитали, с многочисленными духовными орденами, которые послужили этой цели: Сестры милосердия св. Викентия де Поля, Сестры милосердия св Анны, сестры св. Иосифа, сестры Кармелитки милосердия Ведруны и тд...

ФОТО 7 Медсестры Российского Красного Креста

Вследствие огромного числа женщин, работавших в госпиталях, во многих случаях без достаточных знаний при избытке доброй воли, были организованы курсы, на которых обучилось 5506 дам вспомогательных частей военной мелицинской службы с проведением 116 курсов и Главное Командование, в мае 1938 г. создало удостоверение для Дам вспомогательных частей, достигнув, по завершению Гражданской войны, 12307 дипломов.

В 1937 г. основывается Красный Крест Страны басков, следуя Указу временного правительства Страны басков, в нем он называется Ассоциацией для помощи раненым в боях, бедствиях и происшествиях.

В 1940 заводы фирм «Мишлен» и «Сементос Ресола», первыми в Гипускоа, обзавелись фельдшером в своем штате. В 1942 было введено обязательное страхование по болезни. В 1944 основываются Официальные коллегии вспомогательного медицинского персонала с тремя независимыми отделениями для фельдшеров, медсестер и акушерок.

В 1953 степени акушерки, фельдшера и медсестры были сведены в одну степень с дипломом Технического медицинского ассистента. В 1954 приказом от 20 марта Министерства управления, утверждался устав Национального Совета медицинских ассистентов. В том же году приказом от  30 июля, утверждены уставы временных коллегий медицинских ассистентов, которые делились на три отделения: фельдшеров, акушерок и медсестер. В 1955 основывается Коллегия акушеров Гипускоа.

ФОТО 8 Российские добровольцев медсестер. Ольга и Татьяна 1914 – 1916

В 1958 году приказом от 13 января, стало обязательным вступление в коллегию, причем  ассистенты мужчины записывались в фельдшерское, а женщины в медсестренское отделение в то время как в акушерское отделение вступали женщины ассистенты занимавшиеся акушерством. В 1977 году все три отделения были объединены. 10 октября в 1978, издается Устав коллегии технических медицинских ассистентов, утвержленный королевским указом 1856/1978 от 29 июня.

Уже в 1978 году провдятся первые демократические выборы в  объединенную Коллегию, а в 1983 публикуется Карта здравоохранения Автономной области Страны Басков и территориальное устройство здравоохранения Страны Басков.

В 1979 и посредством королевского указа Школы технических медицинских ассистентов преобразуется в Университетскую школу медсестренского дела.

21 ноября 1997 года, преподавательский состав медицинского училища Сан Себастьяна преобразуется в  Школу дипломантов медсестренского дела г. Сан Себастьяна Университета Страны Басков.

Также существовали аптечные практиканты, министранты, медсестры, практиканты  малой хирургии, медбратья отделений для заразных больных.

ФОТО 9 Больница номер

Что такое медсестренское дело?
Декларация Международного Совета медсестренского дела принята в 1998, пересмотрена в 2004 г.

«Круг задач практической деятельности медсестренского дела не ограничивается определенными задачами, функциями или ответственностью, но включает оказание прямой помощи и оценки результатов, защиту больных и здоровья,  надзор и поручение другим, управление, руководство, образование, проведение исследований и разработка политики здравоохранения для систем здравоохранения. Кроме того, так как круг деятельности динамичен и отвечает нуждам здоровья, развития знаний и техническому прогрессу, необходим периодический анализ для того, чтобы  убедиться в его соответствии  актуальным нуждам здравоохранения и его содействии в улучшении состояния здоровья.

Авторы / Autores: Хесус Рубио Пиларте и Мануел Солорсано Санчес
Перевод / Traducción: Эдуардо Урибе-Эчеверриа Мартинес

СПАСИБО / AGRADECIMIENTO
Dr. Enrique Uribe-Echeverria Martínez
Dr. Eduardo Uribe-Echeverria Martínez

TRABAJO ORIGINAL
La Voz de Enfermería en la Enciclopedia Auñamendi.
Primera parte
Segunda parte

AUTORES:
Jesús Rubio Pilarte
Enfermero y sociólogo.
Profesor de la E. U. de Enfermería de Donostia. EHU/UPV

Manuel Solórzano Sánchez
Enfermero. Hospital Universitario Donostia de San Sebastián. Osakidetza /SVS
Colegiado 1.372. Ilustre Colegio de Enfermería de Gipuzkoa
Miembro de Enfermería Avanza
Miembro de Eusko Ikaskuntza / Sociedad de Estudios Vascos
Miembro de la Red Iberoamericana de Historia de la Enfermería
Miembro de la Red Cubana de Historia de la Enfermería
Miembro Consultivo de la Asociación Histórico Filosófica del Cuidado y la Enfermería en México AHFICEN, A.C.
Miembro no numerario de la Real Sociedad Vascongada de Amigos del País. (RSBAP)